Аньоло Бронзино Bronzino, Agnolo (1503-1572)
1503,1572Аньоло Бронзино по праву считается одним из ярких представителей итальянской живописи, а также последователем флорентийской школы.
Картины Аньоло Бронзино в других альбомах
Аньоло Бронзино в Энциклопедии искусств
Основные направления в творчестве
Аньоло Бронзино по праву считается одним из ярких представителей итальянской живописи, а также последователем флорентийской школы.
Основным направлением, которого придерживался знаменитый художник, можно назвать маньеризм. Течение зародилось во Флоренции, берёт своё начало с 1520-х годов. По прошествии нескольких лет этот стиль также проник в литературу и нашёл своё отражение в скульптурах того времени. В итоге получил широкое распространение и признание не только на территории Италии, но и в прочих европейских странах. В отличие от гармоничных произведений искусств эпохи Ренессанса, художественные работы в стиле маньеризма уже отражают острое восприятие жизни, дающее представление о шаткой человеческой судьбе и несовершенстве окружающего мира.
В картинах Бронзино присутствуют религиозные, аллегорические и мифологические темы. Но основную известность художнику принесли написанные им портреты. Творчество Аньоло, помимо написания картин, распространялось и на создание фресок.
Ранние годы творчества
Аньоло родился в 1503 году в небольшом городе Монтичелли недалеко от Флоренции, известен также под именем Анджело ди Козимо ди Мариано.
Первым наставником юного художника можно считать не столь известного живописца Раффаэлино ди Гарбо. Однако становится профессионалом под началом другого учителя – Джакопо Понтормо.
Последний также рассматривается как и приемный отец юноши, оказывавший значительное влияние. Поступив на обучение к мастеру в 1518-1519 годах, Бронзино достиг высокого уровня профессионализма, рисуя портреты. Несмотря на собственные успехи в живописи, оставался работать в мастерской учителя до конца 1920-х годов. «Пигмалион и Галатея» – один из первых шедевров Аньоло написан под руководством мастера Понтормо. В картине уже просматривается преимущественно холодность и рассудительность – присущие в наибольшей степени более поздним произведениям художника.
Начало самостоятельного пути
В начале 1930-х годов Аньоло приглашает в город Пезаро герцог Гвидобальдо. В это время Бронзино уделяет повышенное внимание портретному жанру, попутно создавая и ряд мифологических композиций. Картины мастера этого периода отличались изображением человека в живой позе на фоне необычных строений. К одному из творений того периода относится портрет молодого Уголино Мортелли, где взгляд позировавшего юноши устремлен в сторону, как будто за пределы полотна.
Вскоре Аньоло возвращается обратно во Флоренцию, продолжая там свой творческий путь. Выполненные им работы для семьи Панчатики имеют уже более холодный, и даже где-то чопорный стиль. Постепенно замысловатый архитектурный фон портретов пропадает. Гораздо большее внимание уделяется непосредственно объектам живописи. Лица изображаемых заказчиков напоминают застывшую маску, обращены к зрителем практически в фас, в то время как для эпохи Возрождения характерны образы в профиль или с разворотом головы в три четверти.
Прекрасными образцами, выполненными в то время автором, можно считать портреты Бартоломео Панчатики и его жены-красавицы Лукреции Панчатики.
Продолжение творческого пути
В 1540 году Аньоло становится приближенным художником представителя семьи Медичи – великого герцога Тосканского Козимо Первого. Выполненные портреты также отличались изображением высокомерия и беспристрастия на лицах вельмож и знатных людей. Аристократические осанки, вытянутые лица полностью соответствуют духу того времени. Изысканный маньеризм в работах Бронзино достигает наивысшего расцвета, что также отражается на работах с изображениями известной семьи.
Среди выполненных особое место занимает портрет жены герцога. Элеонора Толедская с маленьким сыном изображена как истинное воплощение надменной красоты. Непроницаемое и спокойное лицо лишено каких-либо посторонних эмоций.
Художник создаёт не только портреты. Он также занимается росписью стен небольшой капеллы, украшая своды храма библейскими мотивами и изображениями святых. Стилю росписей также присущи холодность чувств и эффектность поз изображаемых объектов.
Религиозное направление
Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в конце 1940-х годов. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. При этом мастер продолжил дело своего учителя Джакопо Понтормо, смерть которого прервала начатую им работу по украшению стен и сводов в этой капелле. К сожалению, до настоящего времени большая часть фресок Бронзино не сохранилась. Хотя некоторые все же доступны для созерцания, к примеру, фреска «Мученичество Святого Лаврентия».
В конце своей творческой деятельности Аньоло полностью посвятил себя религиозной тематике, практически оставив портретный жанр.
Завершающий период жизни мастера
Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции. В последние годы жизни был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Выбор в пользу знаменитого живописца был сделан не случайно. Аньоло считался весьма образованным человеком для своего времени.
Бронзино не имел недостатка в учениках. Самым знаменитым из них можно назвать Алессандро Аллори, который стал и приемным сыном художника, так же, как и сам Аньоло когда-то для своего учителя Понтормо. Именно Алессандро закончил некоторые работы после смерти своего наставника.
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Впечатляет...
Комментирование недоступно Почему?