Завтрак на траве Эдуард Мане (1832-1883)
Эдуард Мане – Завтрак на траве
1863. 208x264
Редактирование атрибуции
Скачать: 7200×5605 px (10,3 Mb)
Художник: Эдуард Мане
Где находится оригинал: Музей Орсе, Париж (Musée d’Orsay, Paris).
Когда картина Эдуарда Мане «Le defieuner sur I’herbe» была впервые выставлена в Париже в 1863 г., она вызвала настоящий скандал, однако, впоследствии её стали рассматривать как новую главу в истории западного искусства и первую ласточку современной живописи. Человеку, привыкшему к художественной эстетике XX в., трудно оценить радикализм технических инноваций картины Мане «Завтрак на траве», хотя для современников художника он был очевиден.
Когда картина Эдуарда Мане «Le defieuner sur I’herbe» была впервые выставлена в Париже в 1863 г., она вызвала настоящий скандал, однако, впоследствии её стали рассматривать как новую главу в истории западного искусства и первую ласточку современной живописи.
Человеку, привыкшему к художественной эстетике XX в., трудно оценить радикализм технических инноваций картины Мане «Завтрак на траве», хотя для современников художника он был очевиден. Тем не менее у живописца и в мыслях не было бросать вызов французской академической традиции.
«Завтрак на траве» – одна из вариаций на традиционную тему, когда обнажённая женская натура изображена в компании одетых мужчин на фоне идиллического пейзажа. Этот сюжет восходит к известной картине периода венецианского Возрождения «Сельский концерт» (1510), которую очень долго приписывали Джорджоне (1475-1510), а в наше время – его ученику Тицнану (1487-1576). На картине изображены богато одетый музыкант и пастух с томной обнажённой красавицей, которая сидит спиной к зрителю, держа в руке рожок. Слева находится ещё одна полуобнажённая фигура. Пасторальная сцена, идеал красоты и гармонии, залита золотистым светом.
Параллели с работой Мане очевидны – на обеих картинах две одетые мужские и две обнажённые женские фигуры на фоне идиллического пейзажа. Однако в разработке традиционной темы французский художник пошёл дальше. Он позаимствовал центральную часть композиции в гравюре Маркантонио Раймонди «Судный день Парижа», которая, в свою очередь, напоминает сюжет одной давно утраченной картины Рафаэля.
Новые каноны
Что шокировало публику, так это интерпретация традиционного сюжета (красоты неземной, далекой и во времени, и в пространстве) который был использован художником, чтобы показать современную реальную жизнь. Вместо речных богов Рафаэля, музыканта и пастуха Тициана появились молодые и хорошо одетые французские буржуа.
Вместо идеализированной красавицы Тициана на траве сидела известная натурщица Виктория Мюран. Рыжеволосая, кареглазая, белокожая, она взирала на зрителя с чувством собственного достоинства. (Мане вновь воспользовался этим приемом в не менее скандальный картине «Олимпия», для которой также позировала Мюран).
Изображая на полотнах простых мужчин и женщин, Мане утверждал свой принцип «Идти в ногу со временем и писать то, что видишь». И он был не одинок в своих взглядах: переосмысление ценностей в живописи началось в 40-е годы XIX в. в реалистической школе Гюстава Курбе и всячески поощрялось другом Мане – поэтом и критиком Шарлем Бодлером (1821-1867). Бодлер считал, что живописцы должны отбросить выхолощенные и давно устаревшие каноны и повернуться лицом к действительности – тема, которую он затронул в статье «Художник и современность», опубликованной в 1865 г. – как раз в тот год, когда была завершена работа над картиной «Завтрак па траве».
Особенности стиля
Мане утверждал модернизм в живописи не только новыми интерпретациями традиционных сюжетов, он менял саму стилистику картины. По сравнению с композиционной законченностью произведений академического искусства его картины отличались некоторой небрежностью перспективы, смелыми тональными контрастами и тяжеловесными формами. Критики дружно клеймили его манеру письма как грубую и непрофессиональную. Результат был прямо противоположным: ограничивая творческий поиск формальными требованиями, они подталкивали художников к смелому экспериментированию.
Палитра картины Мене «Завтрак на траве» отличается насыщенными коричневыми, зелёными, охристыми и чёрными тонами, характерными для старых мастеров, в частности Веласкеса и Гойи. Мане наполнил картину светом, который, как казалось, излучало тело Мюран, на фоне более тёмных красок. Цель художника в данном случае – не создать, а разрушить иллюзию глубины; так, склонившаяся над ручьём женская фигура среднего плана кажется убегающей вдаль благодаря объёму и чёткости форм.
Акцент на плоскостной трактовке фигур переднего плана говорит о том, что Мане начинает менять стиль.
Это произошло не без влияния декоративной манеры японского искусства, которое стало модным в Европе в середине XIX в., а также фотографии, заставившей художников пользоваться иной системой выразительных средств и стилистических приёмов в своих произведенных.
Хотя Мане наверняка знал, что «Завтрак на траве» произведёт фурор, он, тем не менее, жаждал официального признания, чтобы «законным образом» реформировать французскую живопись. Именно по этой причине он представил своё полотно на ежегодную выставку. Консервативно настроенная комиссия отвергла картину и в результате она попала на выставку «салон отверженных», где её ждали насмешки и неприятие. Только одна группа молодых художников оценила и подхватила художественный манифест, заключённый в одном из знаковых произведений мирового искусства. Это были импрессионисты.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Комментирование недоступно Почему?